Олимпиады и конкурсы. Методическая библиотека по физике: Интернет-олимпиада школьников по физике Языки программирования и интегрированные среды


Интернет-олимпиада школьников по физике

В Перечне олимпиад школьников на 2012-13 уч. год

Идёт регистрация на Интернет-олимпиаду школьников по физике 2012/2013 учебного года, учащиеся и учителя могут зарегистрироваться на странице http://barsic.spbu.ru/olymp/index_reg.html .

Регистрация и участие в олимпиаде свободное и бесплатное.

Олимпиада организована Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ) и Национальным исследовательским университетом Информационных Технологий, Механики и Оптики (НИУ ИТМО). Её создала группа учёных и методистов из Санкт-Петербурга, активно использовавших компьютеры в преподавании физики.

Каждый год регистрация учащихся производится заново. Сразу после регистрации участники получают доступ к тренировочным заданиям.

Учителям не надо заново регистрироваться - если учитель уже был зарегистрирован в олимпиадной системе, он сможет получить доступ по своим прежним учётным данным. После регистрации учителя получают доступ к тренировочным заданиям, а после окончания очередного тура - к олимпиадным заданиям. Также учителям производится рассылка с информацией про события, связанные с интернет-олимпиадой.

Олимпиада состоит из двух этапов , дистанционного (отборочного) и заключительного (очного).

Дистанционный этап состоит из двух туров, каждый из которых можно проходить из любой точки мира. Перед каждым туром доступны тренировочные задания, выполнение которых не влияет на результаты, но позволяет освоиться в олимпиадной системе и потренироваться в выполнении заданий.
Заключительный этап состоит из одного тура - очного, проводимого в той же форме, что дистанционные, но в дисплейном классе на одной из площадок очного тура под наблюдением представителей региональных организаторов.


Все участники олимпиады получают в электронном виде, удобном для распечатки, сертификаты участника, похвальные грамоты или дипломы за дистанционный этап - в зависимости от результатов на дистанционном этапе.
По результатам очного тура победителям и призерам выдаются дипломы Российского Совета Олимпиад Школьников, а также похвальные грамоты от Оргкомитета олимпиады.

Дипломанты олимпиады, показавшие на очном туре наилучшие результаты, награждаются призами (ноутбуками, нетбуками и т.д.) - см. http://barsic.spbu.ru/olymp/2012award/winners2011_2012.pdf
=====================================

Планируется следующий график проведения олимпиады (график проведения очного тура может уточняться):

7-11 классы - тур1: 9-15 декабря 2012 г.,
7-11 классы - тур2: 20-27 января 2013 г.,
7-10 классы (Россия) - очный тур: 23-24 марта 2013 г.,
7-10 классы (Казахстан) - очный тур: 26 марта 2013 г.,
11 класс (Россия) - очный тур: 23 марта 2013 г.,
11 класс (Казахстан) - очный тур: 26 марта 2013 г.


Предполагаемые площадки проведения очного тура:
в Санкт-Петербурге на базе СПбГУ, НИУ ИТМО, РГПУ им.А.И.Герцена
в Москве - на базе:

МЭИ(ТУ) - Московского энергетического института (технического университета)
МАТИ - Российского гос. технологического университета им. К.Э.Циолковского

Возможно, МГТУ им. Баумана - идёт согласование;
в Белгороде - на базе Белгородского государственного университета - БелГУ
в Бийске (Алтайский край) - на базе филиала Томского гос.университета (ТГУ)
в г.Волжский (Волгоградская область) - на базе филиала МЭИ(ТУ)
в Воронеже - на базе Воронежского гос.университета
в Ижевске - на базе Удмуртского гос. университета (УдГУ)
в Иркутске - на базе Иркутского гос. тех. университета (ИрГТУ)
в г.Йошкар-Ола - на базе Марийского гос. тех. университета (МарГТУ)
в Красноярске и Лесосибирске - на базе Сибирского гос.технологического университета (СибГТУ)
в Нижнем Новгороде - на базе Нижегородского гос.университета им. Н.И.Лобачевского (ННГУ)
в Петрозаводске - на базе Петрозаводского гос.университета
в Пскове - на базе Псковского областного центра развития одаренных детей и юношества
в Ростове-на-Дону - на базе Южного федерального университета
в Ставрополе - на базе Северо-Кавказского гос. тех. университета (СевКавГТУ)
в Томске - на базе Томского гос.университета (ТГУ)
в Челябинске - на базе Южно-уральского гос.университета (ЮУрГУ)
в Якутске - на базе Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (СВФУ = ЯГУ)
в Казахстане - на базе центра "Дарын"
в Уфе - на базе БашГУ;
а также в Беларуси и на Украине - идёт согласование.
========================================
Основу олимпиады составляют задания виртуальных лабораторий - программные модели физических систем с телами, жидкостями, электрическими элементами, физическими приборами и т.п. Поэтому проходить олимпиаду следует из специальной программы BARSIC, позволяющей выполнять задания на основе моделей - подробности указаны на странице регистрации http://barsic.spbu.ru/olymp/index_reg.html. Настроить работу с моделями желательно заранее - зарегистрированным участникам уже открыт доступ к выполнению тренировочных заданий.
При наличии проблем следует прочитать инструкции по их устранению на странице Вопрос-ответ http://barsic.spbu.ru/olymp/index_faq.html

Подробная информация про олимпиаду находится на домашней странице интернет-олимпиады школьников по физике http://barsic.spbu.ru/olymp/

Страница регистрации http://barsic.spbu.ru/olymp/index_reg.html

=====================
Для улучшения результатов настоятельно рекомендуем всем участникам пройти тренировочные туры.

Ссылка на сайт олимпиады: http://distolymp2.spbu.ru/olymp/index.html
Организатор олимпиады: СПбГУ и НИУ ИТМО
Уровень олимпиады: 2 (дает льготы при поступлении в ВУЗы)
Этапы олимпиады: дистанционный тур 1, дистанционный тур 2, заключительный (очный) тур
Участники олимпиады: 7-11 классы
Стоимость участия: Бесплатно

Краткий обзор

Олимпиада организована Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ) и Национальным исследовательским университетом Информационных Технологий, Механики и Оптики (НИУ ИТМО). Её создала группа учёных и методистов из Санкт-Петербурга, активно использовавших компьютеры в преподавании физики.

Интернет-олимпиада школьников по физике - для тех учащихся 7-11 классов, кому интересна физика, и кто на достаточно высоком уровне знает математику и владеет компьютерными технологиями. Её основное отличие от других олимпиад заключается в использовании виртуальных лабораторий. Конечно, мы не можем обеспечить всех реальными установками, наш эксперимент - на основе моделей. Но мы постарались максимально точно воспроизвести те особенности, которые присущи реальному физическому эксперименту. Участнику олимпиады выдаётся набор инструментов, с помощью которых он должен выполнить задания. Практически для всех заданий существует большое количество путей получения правильного решения. То, какие инструменты выбрать, и какие действия предпринимать, должен самостоятельно выбрать сам участник олимпиады.

Как бывает и в науке,и в технике, и в обычной жизни, не всегда удаётся сразу получить правильный результат. Особенно в эксперименте. Участник олимпиады сразу после отсылки отчёта на сервер получает выдаваемую компьютером информацию о правильности или неправильности результатов, и может переделать неправильно выполненные части задания. Правда, получает при этом небольшие штрафные баллы. Кроме моделей виртуальных лабораторий в наших олимпиадах имеются тесты, позволяющие проверить базовые знания участников. Прохождение теста позволяет повысить ваши баллы, но без успешного выполнения нескольких заданий виртуальных лабораторий не даёт возможности стать призёром олимпиады.

Интернет-олимпиада школьников по физике помогает найти учащихся со способностями в области экспериментальной деятельности, умеющих применять на практике свои знания. Чего не обеспечивает ЕГЭ и большинство других олимпиад. Массовое проведение реального эксперимента в таких масштабах (со свободным доступом всех участников к однотипному оборудованию) крайне дорогостояще и нереалистично. Но и участники с выдающимися теоретическими способностями могут получить диплом олимпиады, так как полное решение на очном туре сложных теоретических заданий позволяет набрать количество баллов, достаточное для получения диплома.

Наша олимпиада рассчитана как на очень талантливых участников, так и на обычных учащихся. Задания имеют разные уровни сложности, и практически каждый может выполнить некоторые задания - особенно тестовые, а также первоначальные части заданий в каждой модели. Но имеются и очень сложные задания - с уровнем сложности всероссийской олимпиады. С ними могут справиться считанные единицы участников из тысяч. Например, в 2010 году на очном туре олимпиады с некоторыми заданиями полностью справилось всего 3-5 человек, и то некоторые не с первой попытки. Для выполнения таких заданий требуются не только знания и умения, но и большие творческие способности.

Отборочный этап олимпиады проводится через интернет в виде двух дистанционных туров, заключительный (очный) - по тем же технологиям, что дистанционные, но в дисплейных классах вузов, являющихся региональными организаторами олимпиады. Информация о предстоящих турах сообщается на домашней странице олимпиады и в электронных рассылках по учебным заведениям и участникам предыдущих олимпиад, а также через Комитет по Образованию СПб не позднее, чем за месяц до начала тура. Сразу после регистрации открываются тренировки (доступ участников к тренировочным заданиям).

Регистрация на олимпиаду свободная и осуществляется через интернет самими учащимися.Участие в олимпиаде свободное, бесплатное.

Интернет-олимпиада школьников по физике подходит тем учащимся 7-11 классов, которые интересуются физикой, на достаточно высоком уровне знают математику и владеют компьютерными технологиями...

Основное отличие от других олимпиад по физике заключается в использовании виртуальных лабораторий. Задания составляются таким образом, чтобы воспроизвести те особенности, которые присущи реальному физическому эксперименту.

Олимпиада проходит в два этапа. Дистанционный проводится онлайн и включает два заочных тура. Заключительный (очный) этап организуется на базе компьютерных классов вузов-организаторов.

Что нового

Как участвовать

  1. Дождитесь информации с расписанием олимпиады на официальном сайте. Предварительное расписание олимпиады →
  2. Зарегистрируйтесь на официальном сайте и начните выполнять тренировочные задания.
  3. В удобный день участвуйте в первом дистанционном туре. Не забывайте, что отводится только одна попытка и время ограничено.
  4. Узнайте предварительные результаты. Если не согласны с выставленными баллами − апеллируйте.
  5. Решайте задания второго дистанционного тура. Это обязательно, потому что итог отбора − сумма за оба заочных соревнования.
  6. Дождитесь результатов, если необходимо − подайте апелляцию.
  7. Скачайте на официальном сайте сертификат победителя или призера отборочного этапа.
  8. Зарегистрируйтесь на финал, выбрав наиболее удобное место проведения.
  9. Приходите на очный этап.
  10. Ожидайте предварительных результатов. Если не согласны с выставленными баллами - подайте апелляцию.
  11. Узнайте окончательные итоги и критерии определения победителей и призеров.
  12. Приводите своих родителей и учителя на награждение, чтобы было кому сфотографировать вас с диплом в руках на сцене.

Что особенного

Как готовиться

Решайте задания прошлых лет Разберите сложные места с учителем. Задавайте вопросы. Школа заинтересована в вашем успехе – это повышает ее престиж. Задания и решения →

Решение заданий интернет-олимпиады СПбГТУ в среде BARSIC

Как проводится олимпиада

Олимпиада состоит из двух этапов, дистанционного (отборочного) и заключительного (очного). Дистанционный этап состоит из двух туров, каждый из которых можно проходить из любой точки мира. Перед каждым туром доступны тренировочные задания, выполнение которых не влияет на результаты, но позволяет освоиться в олимпиадной системе и потренироваться в выполнении заданий.

Регистрация, как и участие в олимпиаде, является свободной, бесплатной и проводится единственным способом:

  • Самостоятельная регистрация учащихся - с самостоятельным получением пароля. Даёт возможность участия в олимпиаде без регистрации представителем учебного заведения. При этом не требуется никаких разрешительных действий со стороны школы или Оргкомитета олимпиады. Просьба участникам ответственно относиться к регистрации и не создавать многократно дублирующихся записей.

Проходить задания с моделями можно только из проигрывателя BARSIC версий 11.85 - 11.88, другие задания можно выполнять как из BARSIC, так и из любого браузера.

За повторную отсылку результатов на сервер начисляются штрафные баллы (для теста 4 штрафных балла, для остальных заданий 1 штрафной балл). Находить ответы перебором значений запрещено.

После входа по логину и паролю во время дистанционного тура олимпиады участнику обычно дается 1 час 30 мин на выполнение заданий (для 7 класса 1 час 20 мин, для 11 класса через 2 часа), в том числе разрешены повторные входы в случае технических проблем, набранные до того баллы сохраняются. При повторном заходе в задание параметры задания меняются - будьте внимательны! Повторное прохождение олимпиады под другим логином или другие варианты нечестного прохождения олимпиады категорически запрещены.

Дистанционные туры проходят следующим образом. После входа в любой из дней тура из проигрывателем BARSIC на сайт олимпиады и залогинивания по полученному в результате регистрации логину и паролю участнику предлагается начать выполнение олимпиадных заданий. Если он соглашается, начинается отсчёт времени - учащимся 7 класса на выполнение заданий даётся 1 час 20 мин, 8 и 9 класса - 1 час 30 мин, 10 и 11 класса - 2 часа. Возможны повторные заходы в течение этого времени (например, в случае "зависания" компьютера и связанной с этим перезагрузкой) - при этом все набранные баллы сохраняются. После истечения положенного времени вход по логину участника закрывается.

Разбор наиболее показательных заданий олимпиады с использованием среды BARSIC

Имеется многополюсник - "чёрный ящик" с выходящими наружу проводами. Известно, что внутри имеются три постоянных сопротивления (резистора) R1, R2 и R3, каким-то образом соединённые друг с другом и с выходными клеммами. Про сопротивления известно, что R1 < R2 < R3, и что от каждой ножки резистора имеется хотя бы один провод, выходящий наружу из "чёрного ящика". Также имеется источник постоянного тока и мультиметр - измерительный прибор, позволяющий измерять токи, напряжения и сопротивления. Данные приборы могут располагаться только в правой части экрана, провода не могут пересекать "чёрный ящик". Произвольное количество разноцветных проводов можно перетаскивать из хранилища,

расположенного в левой верхней части экрана. Определите с точностью до сотой ома значения R1, R2 и R3. Приборы и провода можно перетаскивать мышью и подключать к клеммам панели. На шкале мультиметра буква μ у диапазона означает "микро", буква m - "милли". Тип измеряемой величины и предел измерительной шкалы мультиметра меняется с помощью поворота ручки. В данной работе измерение сопротивлений в мультиметре отключено. Внутреннее сопротивление мультиметра в режиме амперметра пренебрежимо мало. При необходимости размер мультиметра можно увеличивать или уменьшать с помощью стрелок в его левом верхнем углу. Напряжение источника постоянного тока регулируется перемещением его движка. Задания модели можно переделывать, но за каждую повторную отсылку на сервер назначается до 3 штрафных баллов.

Сложность задания: чрезвычайно высокая.

Поскольку режим омметра отключён, будем находить сопротивления с помощью измерения тока в цепи в случае, если подать напряжение между контактными площадками. Перебираем щупом мультиметра контактные площадки (клеммы) до тех пор, пока не найдём клемму, при подключении к которой не пойдёт ток. Будем нумеровать клеммы в порядке очерёдности, отсчитывая против хода часовой стрелки.

Для клеммы №3 на экране появляется надпись Error, означающая, что ток слишком велик. Переключаем мультиметр на диапазон, где отсутствует зашкаливание. В связи с тем, что на экране мультиметра показывается слишком мало значащих цифр, требуется переключить мультиметр на более чувствительный диапазон и уменьшить выходное напряжение источника питания так, чтобы не было зашкаливания.

Аналогичным образом поступаем для следующей клеммы, и т. д. Рассчитываем сопротивление между клеммами: для клеммы №3 R0,3=4.29 В/189 мА = 22.7 Ом, для клеммы №4 R0,4=4.31 В/13.42 мА = 321 Ом.

Примеры других моделей

Изучаемое тело (тележка, брусок или металлический цилиндр) можно установить на наклонный рельс, при этом оно обладает нулевой начальной скоростью. Если тело поставить вблизи края рельса, оно автоматически закрепляется электромагнитом. Щелчок мыши по красной кнопке включает или выключает электромагнит, при выключении электромагнита индикаторы сбрасываются в ноль. Распределение массы внутри цилиндра радиально симметрично, но неизвестно. Тележка скатывается по рельсу без трения. Если закрепить цилиндр в верхней части рельса и отключить электромагнит, цилиндр скатывается вниз по рельсу, при этом проскальзывание и потери энергии из-за трения качения отсутствуют. Определите путь S, который пройдёт центр цилиндра за первые 1.093 секунды, и полную кинетическую энергию T (поступательного и вращательного движения) цилиндра в этот момент времени. Отошлите результаты на сервер. Величины необходимо вводить с точностью до сотых. В промежуточных вычислениях сохраняйте не менее 4 значащих цифр. Оптические датчики срабатывают при пересечении флажком, установленном на тележке или бруске, их светового луча - в момент прохождения координаты оптических ворот маркером-стрелочкой. Положение оптических ворот можно изменять при помощи мыши, оно отмечается красным маркером. Линейку можно вращать, взявшись за помеченный цветом край. Массы гирь указаны в граммах. Ускорение свободного падения считайте равным 9.8 м/с 2 Сложность задания: чрезвычайно высокая.

Подбираем расстояние, на котором установлен датчик времени, таким образом, чтобы время, прошедшее с момента пуска до столкновения с бруском, было равно 1.093

секунды, как требуется в задании. Для выполнения первой части задания остаётся измерить путь, пройденный центром цилиндра. Очевидно, что он равен расстоянию между левой стороной цилиндра и правой стороной бруска в случае, когда цилиндр и брусок расположены так, что с момента отпускания электромагнита до столкновения с бруском проходит заданное время. При измерении этого расстояния возникает проблема из-за того, что линейка слишком длинная, и её граница слишком далеко выходит за пределы экрана. В этом случае при отпускании линейка возвращается на первоначальное место. Поэтому необходимо устанавливать цлинейку так, чтобы она не выходила за пределы экрана и считывать разность показаний. Также возможно измерить расстояние датчика от края рельса, а затем вычесть из этого значения диаметр цилиндра и половину длины бруска. Получаем S=16.85 см. Методическая комиссия полагала, что данная часть задания не очень сложна, однако оказалось, что из 1466 участников из 11 класса с ней смогли справиться всего 49 человек, причём только 27 из них - с первой попытки. Полную кинетическую энергию T (поступательного и вращательного движения) цилиндра в заданный момент времени можно найти из закона сохранения энергии: поскольку потери энергии из-за трения качения отсутствуют, кинетическая энергия цилиндра равна уменьшению его потенциальной энергии. Следовательно, достаточно выяснить изменение высоты расположения цилиндра за заданное время. Это можно сделать как с помощью прямого измерения линейкой, повернув её вертикально, либо (более точно) - с помощью косвенных измерений, используя тележку. В этом случае также имеются разные варианты решения проблемы. Например, можно измерить ускорение тележки, найти синус угла наклона рельса α и найти изменение высоты h=S*sin(α)= 16.85 см * 0.041= 0.691 см = 6.91*10 -3 м. Взвешиванием находим массу цилиндра M=85.8 г = 85.8*10 -3 кг. Изменение энергии T=M*g*h= 85.8*10 -3 кг * 9.8 м/с2 * 6.91*10 -3 м = 0.00581 Дж = 5.81 мДж.

и другие модели в качестве иллюстрации

Заключение

Само по себе использование проигрывателя BARSIC затруднений вызвать не должно. Однако на мой взгляд у интерфейса проигрывателя есть существенный недостаток – не всегда можно сразу понять как выполнить правильно манипуляции с объектами, и отсутствует возможность сбросить объекты к исходному состоянию. Так, на своём опыте решая модель-задачу по тепловым явлениям пока разобрался как правильно манипулировать объектами при решении задачи один раз случайно вылил содержимое стакана в раковину, один раз не успел зафиксировать температуру и т.п. Для того чтобы разобраться понадобилось несколько попыток. Как выход – с учащимся прорешать все модельные задачи и надеяться что интерфейс моделей на самой олимпиаде будет схож.

Использованная литература:

Весь материал, использованный при написании этого сообщения взят исключительно с сайта олимпиады http://barsic.spbu.ru/olymp/ (в том числе и ряд последних примеров)

BARSIC (Business And Research Scientific Interactive Calculator) является интерпретируемым языком программирования с псевдокомпиляцией исходного кода в brc-файл (сокращение от BARSIC Compiled). Первоначально возник как надстройка над библиотеками управления научными и учебными установками. В том числе со средствами отображения графиков и проведения вычислений по формулам, задаваемым пользователем. В дальнейшем были добавлены средства визуального проектирования пользовательского интерфейса. Это объектный язык с развитыми средствами процедурного программирования (функции-выражения, подпрограммы с различными модификаторами видимости внешних элементов внутри подпрограмм, модули, структуры) и элементами объектности (набор встроенных предопределённых классов как способ организации удобного доступа к библиотекам). Предполагается добавление пользовательских классов по модели прототипирования.

Среди интерпретируемых языков отличается наличием жёсткой статической проверки типов во всех синтаксических конструкциях за исключением нескольких, специально предназначенных для интерпретации. Динамическая проверка также ведётся. При этом синтаксические конструкции языка выбраны таким образом, чтобы транслятору удалось максимально точно локализовать место синтаксической ошибки. Благодаря этому резко повышается скорость разработки программ и нахождения ошибок.

В настоящее время наиболее широко используемыми приложениями BARSIC являются учебные модели по физике и математике:

  • доступная в открытом доступе виртуальная лаборатория barsic.spbu.ru (первоначально необходимо инсталлировать на компьютере среду BARSIC с данной странички
  • модели и тесты Интернет-олимпиады по физике по СПб и Северо-Западному региону РФ . К настоящему времени через Интернет-олимпиады по физике на основе тестов и моделей, выполняемых в среде BARSIC, прошло около 5000 человек (только в ноябре 2007 года 1083 человек по 10-м классам и 1246 человек по 11-м классам).

Состав программного комплекса BARSIC

  • бесплатная свободно распространяемая исполняющая среда barsic.exe (и сопровождающие файлы) — ‘проигрыватель’ файлов BARSIC
  • среда barsicIDE.exe разработки программ-приложений, свободно доступная для некоммерческого использования

Основные особенности языка и среды BARSIC

Программный комплекс BARSIC предназначен для разработки и использования прикладных программ-приложений, работающих под управлением исполняющей среды BARSIC. Основными областями применения комплекса являются разработка программ учебного назначения в области физики, математики, информатики и других областях, а также программ для научных численных математических расчетов и математического моделирования, преимущественно в области физики. Кроме того, комплекс специализирован для создания программ интерактивного управления компьютеризированными экспериментальными установками на основе персональных компьютеров, а также обработки и визуализации получаемых экспериментальных данных и сравнения их с теоретическими зависимостями.

Язык BARSIC, с помощью которого осуществляется программирование программ-приложений, является универсальным объектным языком программирования и содержит развитые средства построения двумерных и трехмерных графиков, анимации изображений, математической обработки данных, управления экспериментом. Среда разработки содержит развитые средства визуального проектирования интерфейса приложений.

Относительная независимость приложений от конкретной версии исполняющей среды дает важное преимущество: добавление новых возможностей в среде автоматически расширяет возможности программы-приложения. Например, работа с файлами, графиками, базами данных, компьютерными сетями и т.д. Самой важной особенностью языка BARSIC является надежность программирования. В BARSIC предусмотрены специальные средства повышения надежности.

Во-первых, выбран такой синтаксис языка программирования, чтобы из-за случайных опечаток во время набора программы минимизировать вероятность возникновения недиагностируемых ошибок. В отличие от BARSIC, такие языки, как , JavaScript, в очень сильной степени подвержены этим ошибкам из-за правил автоматического приведения типов, а также свободной типизации (для JavaScript и Visual BASIC). В несколько меньшей степени эти ошибки характерны для и , а в еще меньшей степени – для (за исключением работы со строками, где такие ошибки для типичны) и (Delphi).

Во-вторых, синтаксис языка программирования BARSIC построен на принципе максимальной понятности для человека и принципе автодокументирования программного кода. Это означает, что сам текст программы в подавляющем большинстве случаев дает возможность понять, что имел в виду программист. Поэтому в программах, написанных на BARSIC, почти не надо вставлять комментарии, что не только экономит время, но и избавляет от неприятной нетворческой работы, которую так не любит большинство программистов. Во всех других известных нам языках программирования этот принцип не выполняется.

В-третьих, в BARSIC на уровне среды встроена система перехвата и обработки так называемых исключительных ситуаций. При этом если программист заранее не предусмотрел действий при возникновении деления на ноль, ввода вместо числа другого символа и т.п., программа не завершит работу в аварийном режиме, как бывает в большинстве программ, написанных на других языках программирования. Среда BARSIC выдаст диагностику ошибки, после чего можно будет повторить ввод с исправлением неправильно введенных значений или символов и продолжить работу. Обработка исключительных ситуаций имеется в большинстве современных языков программирования, но BARSIC обеспечивает дополнительную защиту от исключений на уровне исполняющей среды даже в тех случаях, когда программы, написанные на или , окажутся неработоспособны.

В-четвертых, в интегрированную среду BARSIC встроена поддержка работы с пользовательским интерфейсом методом визуального проектирования. Это делает BARSIC средой RAD (Rapid Application Development) -средством сверхбыстрой разработки программ.

Языки программирования и интегрированные среды

По словам создателя первой интегрированной среды FRAMEWORK, интегрированная среда -это такая прикладная программа, что пользователь, запустив ее в начале рабочего дня, находит в ней все необходимые для работы ресурсы и поэтому не выходит из интегрированной среды до самого конца рабочего дня. Конечно, это определение не очень корректно и несколько идеализирует ситуацию, но его общий смысл достаточно ясен.

Основная особенность интегрированных сред -высокая степень интерактивности. Она достигается за счет интеграции в единое целое различных программных ресурсов, отсюда и происходит название. Так, интегрированная среда какого-либо компилятора языка программирования (программы, которая из текста данного языка программирования создает исполняемую программу) обычно содержит текстовый редактор и собственно компилятор с системой диагностики ошибок компиляции. Кроме того, в ней обычно имеется также отладчик -интерпретатор данного языка, выполняющий программу строчка за строчкой и имеющий ряд других специальных возможностей.

Одно из активно развивающихся направлений, визуальное проектирование -полностью основано на использовании возможностей интегрированной среды. Пользователь в интерактивном режиме выбирает необходимые для его программы объекты языка программирования и устанавливает между ними связи. Популярность таких языков как (Microsoft), а также (среды Delphi и Kylix, Borland), не случайна. Даже неопытный программист, не знающий кроме других языков программирования и никогда не программировавший под Windows, может за два-три дня с помощью создать прикладную программу, работающую под Windows. А вот программисту высокого класса, не программировавшему до того под Windows, с помощью зачастую приходится для создания такой же программы затратить недели, а то и месяцы. Правда, обладает рядом существенных ограничений. С помощью сред визуального проектирования можно создавать весьма сложные программы, не набрав с клавиатуры ни строчки кода.

Однако у всех программ, созданных на основе традиционных языков программирования процедурного типа, имеется один и тот же недостаток. Для них исполняемый код -это одно, а обрабатываемые программой данные -совсем другое. Действительно, код программы содержится в файле с расширением EXE, а данные -либо в специальных файлах данных (как правило, в текстовом либо двоичном виде во внутреннем представлении компьютера), либо вводятся с клавиатуры или с какого либо другого внешнего устройства.

А теперь зададим вопрос: как быть, если пользователь должен дать исполняемой программе информацию, которую можно рассматривать как “добавку” к тексту программы? Например, мы хотим, чтобы на экране был построен график функции, и в подобной программе обеспечиваем все необходимые сервисные возможности. Однако формулу для функции должен задать сам пользователь, и заранее неизвестно, какая она будет.

Совершенно очевидно, что подобного рода задачи можно решать только с помощью системы-интерпретатора. Но “за все приходится платить”. Компилятор переводит текст программы в исполняемый код, который может работать и без программы-компилятора. Программы же, созданные на основе языков интерпретирующего типа, могут исполняться только под управлением программы-интерпретатора. Кроме того, они работают медленнее скомпилированных, так как интерпретация занимает дополнительное время. Однако во многих случаях это несущественно.